О либерализации рынка как государственной
задаче
Либерализация российского рынка драгоценных металлов,
драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и
других изделий, соединений и сплавов из них и связанных с
ними услуг находится в центре внимания отраслевой
конференции РДМК десятый год. Об этом направлении своей
работы деловое сообщество отрасли во весь голос заявило
уже на первой конференции в 1998 году, отметив в Итоговом
документе начальные шаги по либерализации рынка,
сделанные в результате принятия базового закона «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Среди намеченных на перспективу задач либерализации
рыночных отношений в этой ранее секретной отрасли
выделялось, прежде всего, упразднение рудиментов
административно-командной экономики – государственных
ограничений, мешающих развитию прозрачности российского
рынка драгоценных товаров и услуг, отмене запретов на
экспорт, снижению налогов и таможенных пошлин и т.д. Речь
шла о том, чтобы государство не препятствовало свободной
конкуренции, диверсификации производства и продаж, чтобы
поощрялся малый бизнес, заполняющий рыночные ниши,
словом, чтобы рынок стал более свободным для
производителей и потребителей с учетом их общих интересов
и интересов государства.
Так в общих чертах представляли либерализацию российского
рынка драгоценных товаров и услуг сами его участники в
1998 году. Так они представляли ее и тогда, когда
Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному
Собранию в 2000 году развернул задачу либерализации
российского рынка в целом как важнейшую
государственную задачу. Послание
Президента сразу же было воспринято в отрасли с большим
подъемом и искренним энтузиазмом.
«Такого совпадения взглядов у власти с лидерами рынка еще
не бывало, – в один голос заявили на РДМК-2000 участники
рынка драгоценностей. – Если Президент России признает,
что произвол чиновников стал основным препятствием
экономического роста страны и требует от них меньше
администрирования, если он считает необходимым
предоставить больше предпринимательской свободы и видит
задачу власти в том, чтобы отладить государственные
институты, обеспечивающие работу рынка, – то кто из
законопослушных участников российского рынка драгоценных
металлов и драгоценных камней может сегодня быть более
либеральным, чем Президент России?!».
Действительно, Президент России, не употребляя самого
термина «либерализация», говорил о ней совсем
недвусмысленно в связи с необходимостью экономического
роста и развития предпринимательской свободы в России.
Послание 2000 года, как известно, закладывало фундамент
«правовых гарантий развития российской экономики
как экономики свободного предпринимательства и деловой
инициативы граждан», – и именно в связи с этим
Президент утверждал:
«Основными препятствиями экономического роста
являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул
криминала. Решение этих проблем зависит от государства.
Однако дорогостоящее и расточительное государство не
может снизить налоги. Государство, подверженное
коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит
предпринимателей от произвола чиновников и влияния
преступности. Неэффективное государство является главной
причиной длительного и глубокого экономического кризиса,
– я абсолютно в этом убежден – кризиса, проявления
которого нам хорошо известны.
Очень многие отечественные предприятия остаются
неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря
девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители,
неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность
экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики
мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в
конкуренции на мировом рынке, все более и более
ориентирующемся на инновационные сектора, на новую
экономику – экономику знаний и технологий. Значительная
часть российской экономики до сих пор в тени».
И далее: «Необходимо извлечь уроки из нашего
опыта и признать, что ключевая роль государства в
экономике – это, без всяких сомнений, защита
экономической свободы. Наша стратегическая линия такова:
меньше администрирования, больше предпринимательской
свободы – свободы производить, торговать,
инвестировать».
«Суть государственного регулирования в экономике
– не в увлечении административными рычагами», –
подчеркивал Президент, – «а в защите частных
инициатив и всех форм собственности». И делал
вывод: «Задача власти – отладить работу
государственных институтов, обеспечивающих работу
рынка».
Президент наметил шесть основных направлений этой
государственной работы, и они актуальны до сих пор.
Во-первых, это защита прав собственности, гарантированный
доступ к информации о деятельности предприятий.
Во-вторых, равенство условий конкуренции. В-третьих,
освобождение предпринимателей от административного гнета.
Стоит особо обратить внимание на трактовку
административного гнета в Послании, которая и сегодня не
менее актуальна, чем восемь лет назад.
«Возможности чиновников действовать по своему
усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства
и в центре, и на местах угнетают предпринимателей и
создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить
применение законов прямого действия, свести к минимуму
ведомственные инструкции, устранить двойственность
толкования нормативных актов. А кроме этого, упростить
порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования
инвестиционных проектов и так далее».
В-четвертых, снижение налогового бремени, кардинальное
упрощение таможенной системы. Здесь тоже есть над чем
задуматься и власти, и бизнесу, читая Послание:
«Сегодня налоговая система способствует массовому
уклонению от налогов, уходу экономики «в тень»,
уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете –
падению конкурентоспособности российского
бизнеса».
В-пятых, развитие финансовой инфраструктуры, прозрачность
деятельности банков.
В-шестых, реалистичная социальная политика.
«Я говорю шестое, его можно было поставить,
конечно, на первое место по значимости», –
уточнил Президент в 2000 году. И далее пояснил, что здесь
важно «включить стимулы развития, раскрепостить
потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за
благополучие своих близких».
Он подчеркнул: «Социальная
политика – это не только помощь нуждающимся, но и
инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его
профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно
поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы
здравоохранения, образования, культуры».
И чтобы далее не было никаких сомнений в искренности его
намерений и готовности проводить их последовательно и до
конца, Президент подверг критике «государственную
ложь»: когда «многочисленные
законы» принимают (или
«продавливают») на практике
«просто из политической конъюнктуры».
Ясно, что столь критический настрой Президента и его
нацеленность на реальные дела произвели в 2000 году
сильное впечатление на деловое сообщество отрасли.
Ларчик открывался не просто, а очень просто: все это в
полной мере относилось и к российскому рынку драгоценных
товаров и услуг. К тому времени он все еще находился в
состоянии первоначального становления, его развитие шло
противоречивыми путями, сопровождаясь острыми конфликтами
и кризисными ситуациями.
Как помогали государству на рынке драгоценных
товаров и услуг
Разрушение крупных золотодобывающих предприятий в ходе
разгосударствления и приватизации в 1992 году отбросило
российскую золотодобычу по уровню организации к началу
прошлого века. Будучи мировым лидером по добыче
платиновых металлов, страна в 90-е годы не только не
использовала свои преимущества, но еще и умудрилась
именно на этом рынке нанести себе ущерб в миллиарды
долларов. Дело дошло до того, что даже в самой России
платина стала неликвидным товаром. К тому времени,
являясь одним из лидеров по добыче алмазов, государство
своими законами почти полностью удушило национальную
гранильную промышленность. А заодно и ту часть российской
ювелирной промышленности, которая специализировалась на
производстве изделий с бриллиантами.
Отсутствие прозрачности и необходимой законодательной
базы, самоустранение государства от регулирования
рыночных отношений в отрасли, рост налогообложения,
высокая стоимость кредитов в коммерческих банках привели
к расцвету бюрократизма, безответственности чиновников и,
естественно, коррупции. Производство разваливалось,
страна несла чудовищные убытки.
Не удивительно, что в этих условиях линия Президента на
либерализацию рынка была немедленно и самым активнейшим
образом поддержана участниками РДМК-2000. Это определило
на годы вперед главное направление отраслевой
конференции, в которой участвовали руководители и
специалисты российских геологоразведочных, добывающих,
аффинажных, гранильных, заготовительных, ювелирных и
торговых организаций и предприятий,
научно-исследовательских институтов и учебных заведений,
банков, других учреждений. Мировой рынок представляли
организации и предприятия Армении, Белоруссии, Бельгии,
Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Италии,
Казахстана, Канады, Кипра, Киргизии, Китая, Колумбии,
Латвии, Молдавии, Польши, Словении, США, Узбекистана,
Украины, Чехии, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии и других
стран.
«Поможем Президенту России навести порядок на рынке?» –
так поставили вопрос на конференции российские участники
РДМК-2000 и получили полное одобрение своих иностранных
парт
«Сегодня налоговая система способствует массовому
уклонению от налогов, уходу экономики «в тень»,
уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете –
падению конкурентоспособности российского
бизнеса».
В-пятых, развитие финансовой инфраструктуры, прозрачность
деятельности банков.
В-шестых, реалистичная социальная политика.
«Я говорю шестое, его можно было поставить,
конечно, на первое место по значимости», –
уточнил Президент РІ 2000 РіРѕРґСѓ. Р