 |
|
 |
ОБМЕН МНЕНИЯМИ ДО И ПОСЛЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ИТАР-ТАСС
Редакция «ДМ/ДК» представляет основные материалы по обсуждению в отрасли экономических документов Саммита-2006, опубликованные в ходе подготовки к пресс-конференции 3 августа в ИТАР-ТАСС и после нее участниками ежегодной конференции РДМК-2006.
НАПОМНИТЬ ГОСУДАРСТВУ И КРУПНОМУ БИЗНЕСУ
ОБ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Документы саммита-2006 «Большой восьмерки» и неформального саммита СНГ должны напомнить Российскому государству и крупному бизнесу об их социальной ответственности, считает Владимир Пискунов, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них. Свою точку зрения специально для Русской Ювелирной Сети он изложил следующим образом.
Любые решения хороши лишь тогда, когда они приносят реальную практическую пользу. С этой точки зрения хотелось бы понять, какую реальную пользу принесли итоги саммита-2006 «Большой восьмерки» и последовавшего за ним неформального саммита СНГ российскому рынку драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Если говорить о документах экономического характера, принятых на саммите в Санкт-Петербурге, то на первый взгляд кажется бесспорным одно: в них нет ничего такого, чего не знали раньше, о чем не говорили и не спорили на ежегодной отраслевой конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (РДМК).
В самом деле, улучшение законодательства, экология, энергетическая безопасность, условия всемирной торговли, борьба с контрафактной продукцией, бюрократизмом и коррупцией, подготовка кадров — все эти вопросы на уровне отрасли рассматриваются на каждой конференции, причем с активным участием зарубежных партнеров.
И это вполне закономерно, если учитывать, что российская алмазно-бриллиантовая и золотоплатиновая отрасль традиционно занимает видное место на мировом рынке. И не только по причине имеющихся у нас природных ресурсов, но и в силу международной активности, которую проявляют такие производители конкурентоспособной продукции, как АК «АЛРОСА» и ОАО «Кристалл», ОАО ГМК «Норильский никель» и ОАО «Полюс», ОАО «Полиметалл» и ОАО «Красцветмет», ОАО «Русские самоцветы» и ОАО «Ювелиры Урала», многие другие российские участники мирового рынка.
А если говорить конкретно, например, об энергетической безопасности, то лидеры отрасли активно участвуют в инновационной программе «Водородная энергетика», разработанной по инициативе «Норильского никеля» и Российской академии наук. Можно сослаться и на ежегодную международную конференцию «Платиновые металлы в современной индустрии, водородной энергетике и в сферах жизнеобеспечения будущего», которую инициировали в Берлине российские участники рынка. Наконец, на ежегодном симпозиуме «Водородная энергетика и металлы платиновой группы в странах СНГ».
Не случайно в прошлом году Председатель Совета Федерации С.М.Миронов специальным письмом рекомендовал принять участие в проводимых на РДМК-2005 семинарах по водородной энергетике 18 российским регионам. Это известные промышленные, в том числе отдаленные регионы, где добывается 100% российских платиноидов и алмазов, 83% серебра и около 63% золота. Участники этой конференции выступили затем с «Декларацией о разработке и принятии Национальной программы по водородной энергетике Российской Федерации на период до 2050 года», и программа теперь уже разрабатывается, причем с их активным участием.
Можно было бы привести немало других конкретных примеров в подтверждение того, что все экономические вопросы, рассматриваемые на саммитах нынешнего года, так или иначе, рассматривались и на наших конференциях применительно к отрасли и что, по сути (повторяю, на первый взгляд!) в них нет ничего нового для отрасли.
Однако на самом деле, если вдуматься глубже, то этот первый взгляд оказывается ошибочным. Новое все-таки определенно есть. И оно состоит в той новой экономической перспективе, которая открывается перед отраслью в результате принятия согласованных документов на саммите в Санкт-Петербурге, их поддержке на саммите в Москве и предстоящей в конце года на высшем уровне проверке того, что будет сделано по линии их выполнения.
Что же нам дает в связи с этим новая перспектива?
Ответ простой: она дает развитию рыночных отношений в отрасли новый шанс в его движении к цивилизованному мировому рынку. Сейчас появился большой практический смысл в том, чтобы как можно быстрее доработать те отраслевые документы, которые мы не успели представить в Администрацию Президента России до начала саммита-2006. А это уже было бы немало. Так, например, в области законодательства остались серьезные недоработки по добыче и производству металлов, по налогообложению и таможенным делам, по интеллектуальной собственности и контрафактной продукции и т.д. Проблемы давно и хорошо известны: их из года в год обсуждали на конференции, после чего, как правило, передавали предложения в комитеты Государственной Думы, в министерства. Нельзя сказать, что никаких подвижек не было. Они были. Но многое, к сожалению, так и осталось на бумаге — часто нас просто не хотели слушать.
Теперь ситуация, похоже, меняется к лучшему. Думаю, что нам необходимо сейчас быстро собрать все, что уже было наработано раньше, и вновь рассмотреть имеющиеся в отрасли предложения по приведению российского рынка в соответствие с условиями ВТО, но с учетом задач, поставленных в документах саммита, и специфики российских условий.
Можно было бы очень быстро, в течение двух-трех недель, собрать все предложения на сайте РДМК-2006 (а если подключится и Русская Ювелирная Сеть, так это будет вдвое быстрее!), рассмотреть их еще раз в оргкомитете РДМК-2006 и в отраслевом Комитете ТПП РФ, вынести на общий суд отрасли в Интернет. И еще пригласить принять участие в обсуждении предложений заинтересованные международные и национальные общественные и некоммерческие организации.
А в заключение на пленарном заседании РДМК-2006, причем в присутствии представителей Администрации Президента, Правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, профильных министерств и ведомств, в последний раз сказать от имени всей отрасли свое веское слово и передать предложения Администрации и Правительства РФ. На предмет того, чтобы они были учтены при подведении в конце года первых результатов по плану действий, намеченному на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, а главное, чтобы их учли на переговорах по присоединению России к ВТО.
Другого пути для решения отраслевых проблем сегодня просто не видно. Огрехи в правово-нормативной базе и в практике ее применения в отрасли во многом порождены процессом концентрации капитала, укрупнением операторов во всех звеньях производственной и потребительской цепочки. Острейшие экономические вопросы, в которых не заинтересован большой бизнес, годами не рассматриваются в федеральных инстанциях. В результате крупный бизнес в отрасли развивается все более удобно, вытесняя при этом средний и малый бизнес, загоняя его в подполье, притесняя предпринимательство масс. И как итог — в стране за незаконный оборот золотого песка осуждают несостоявшихся вольноприносителей, разоряются ювелиры, уходит в тень мелкая ювелирная торговля, множество семей оказывается за чертой бедности.
К сожалению, представители крупного бизнеса не думают и не хотят думать о своей ответственности за судьбу среднего и малого бизнеса. В таких условиях можно не сомневаться, что все наши огрехи так и останутся огрехами, что мировой рынок просто придушит основную массу российских ювелиров и розничных продавцов, которые и так еле-еле держатся на поверхности в условиях роста цен на золото и потока контрафактных изделий, в том числе иностранного происхождения.
Между тем, документы обоих саммитов дают возможность еще раз от имени отрасли напомнить государству и крупному российскому бизнесу об их социальной ответственности перед отраслью, поскольку всем своим содержанием они нацелены именно на «укрепление социальной сплоченности», как это отмечено в самом названии заключительного раздела документа саммита-2006 об образовании для инновационных обществ XXI века. Напомнить — и потребовать от них соответствующих действий.
Источник: Русская Ювелирная Сеть
СОКРАТИТЬ ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
Условия для резкого сокращения теневого оборота драгоценных металлов и связанных с этим финансовых средств должны стать центральным вопросом предстоящих дискуссий на Девятой международной конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (РДМК-2006), заявил Русской Ювелирной Сети президент Центра развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов Евгений Матвеевич Бычков (в 1991-1996 годы председатель Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням).
Речь идет, прежде всего, о тех условиях, которые позволили бы резко сократить теневой оборот драгоценных металлов, предоставив участвующим в нем социальным слоям взамен криминальных операций другие, вполне законные экономические возможности для деловой активности и достойного жизнеобеспечения.
В настоящее время незаконный оборот осуществляют вольноприносители (поиск и добыча драгоценных металлов), индивидуальные сборщики лома и отходов, огранщики, ювелиры, посредники (сбыт, торговля). Это многие десятки тысяч (а может быть, и сотни тысяч — по понятным причинам, их никто не сосчитал) активных, деятельных людей. Ранее и в дореволюционной, и даже в советской России они имели право самостоятельно заниматься своим делом, причем на законных основаниях. Сейчас же они лишены этого права и не могут законным образом развивать свой личный бизнес, что является, по мнению Е.М.Бычкова, вопиющим нарушением Гражданского кодекса.
Он полагает, что не имеющие законных источников, обеспечивающих им существование, слои не занятых в легальном производстве работников, особенно с профессиональными семейными традициями, вряд ли в ближайшее время сами по себе прекратят свою незаконную деятельность, связанную с теневым оборотом драгоценных металлов.
Между тем, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой неуплату налогов, рост контрафактной продукции, создание теневых финансовых схем, контрабанду, интеллектуальное пиратство, отмывание незаконно полученных средств, создание ОПГ, рост насилия в обществе, терроризм под прикрытием сепаратизма и другие криминальные явления. Все это, в конечном счете, вписывается в общую негативную тенденцию, которая в масштабах страны тормозит создание среднего класса и вызывает растущую социальную напряженность.
Конечно, всем понятно, что сокращение незаконного оборота драгоценных металлов — задача невероятно сложная и трудновыполнимая. Многие полагают, будто ею вообще незачем заниматься. Но это ошибочное мнение, заявляет Е.М.Бычков. Если так считать, то надо согласиться и с тем, что в нашей стране всегда будут процветать воровство и коррупция. А вот если с этим не соглашаться, то надо приготовиться к спокойной продолжительной работе в направлении сокращения теневого оборота драгметаллов и начинать работать — пока над общей концепцией. Если решим в теории, если получим массовую поддержку в отрасли, среди представителей среднего и малого бизнеса, среди массы индивидуальных предпринимателей, то постепенно получится и на практике.
В связи с этим Е.М.Бычков считает необходимым привлечь к обсуждению проблемы сокращения незаконного оборота драгоценных металлов банковское сообщество, отмечая, что коммерческие банки РоссµСЂР±СѓСЂРіРµ, Р° главное, чтобы РёС… учли РЅР° переговорах РїРѕ присоединению Р РѕСЃСЃРёРё Рє Р’РўРћ.
Другого пути для решения отраслевых проблем сегодня просто не видно. Огрехи в правово-нормативной базе и в практике ее применения в отрасли во многом порождены процессом концентрации капитала, укрупнением операторов во всех звеньях производственной и потребительской цепочки. Острейшие экономические вопросы, в которых не заинтересован большой бизнес, годами не рассматриваются в федеральных инстанциях. В результате крупный бизнес в отрасли развивается все более удобно, вытесняя при этом средний и малый бизнес, загоняя его в подполье, притесняя предпринимательство масс. Р|