Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Пятая Международная деловая конференция "РДМК - 2002"

ПРИХОДИТЕ, ПОРАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!

Открытое письмо государственным чиновникам от российских участников РДМК-2002 - Пятой международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы"

Уважаемые коллеги, состоящие на государственной службе и осуществляющие государственное регулирование развитием российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней!

Президент Российской Федерации, утверждая Указом от 12 августа с.г. N 885 общие принципы служебного поведения государственных служащих, призвал вас при исполнении должностных (служебных) обязанностей "исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих".

В связи с этим мы, российские участники РДМК-2002 - Пятой международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы" - обращаемся к вам повторно.

И повторно подчеркиваем, что именно в ваших руках находится сегодня судьба алмазной и золотоплатиновой отрасли - одной из важнейших составных частей российской экономики, где уже много лет подряд недостает ни прав, ни свобод российского гражданина из-за того, что вы их пока еще недостаточно соблюдаете и защищаете.

В первый раз мы обращались к вам с этими словами в прошлом году, приглашая на свою четвертую конференцию (РДМК-2001) по проблемам российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.

И многие из вас, олицетворяющих государственное регулирование рыночными отношениями в отрасли, приняли наше предложение, пришли на конференцию и вступили в деловую дискуссию по наиболее жгучим проблемам, вынесенным на обсуждение.

Это была честная дискуссия, без всяких недомолвок. Говорилось о том, что на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней складывается ситуация, когда главными действующими лицами здесь становятся уже не субъекты рынка, не производители и не потребители, а чиновники, регулирующие рыночные отношения в отрасли. Именно чиновники, создавая новые и новые бюрократические ограничения, на практике решают судьбу почти каждой сделки. Это значит, что в экономике отрасли до сих пор сохраняется старая административно-командная система. Она блокирует и производство, и рынок на самом ответственном участке - на уровне предприятий.

Как разблокировать этот антирыночный бюрократический механизм?

На прошлогодней конференции в совместном поиске возможных решений приняли участие руководители и ответственные работники Минфина, Минэкономразвития, Минприроды, Гохрана России, Пробирной палаты России, Банка России, других министерств и ведомств. Участвовали в конференции и представители Администрации Президента России, Совета Федерации и Государственной Думы, региональных ветвей власти.

И надо признать, что в целом разговор вышел полезный. Это подтвердил, в частности, ряд важных правово-нормативных актов, которые были приняты на высоком государственном уровне уже после конференции.

Вместе с тем у нас с вами еще остались большие огрехи.

О них нам всем третий раз подряд напоминает Президент России в своих посланиях Федеральному Собранию. Позвольте, чтобы не быть голословными, сослаться здесь на эти послания.

2000 г.

"Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности".

2001 г.

"В этом году Правительство подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий… У нас не должно быть иллюзий - только прозрачные, закрепленные в законе прямого действия отношения между государством и предпринимателями могут дать новый импульс развитию российской экономики".

2002 г.

"Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом… Министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе - финансово и административно - предприятия и организации. В результате таких административных издержек вести цивилизованный бизнес в стране - чрезвычайно сложно".

Цитировать можно еще и еще. Но, наверное, и так уже ясно, что столь полного совпадения взглядов у высшей власти с участниками российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в истории России еще не бывало.

Следуя примеру Президента России, наверное, пришла пора открыто признать на всех уровнях власти, исполнительной и законодательной, что главным тормозом развития рыночных отношений в алмазной и золотоплатиновой отрасли России является сложившаяся здесь к настоящему времени государственная система регулирования. Центральной фигурой этой системы является государственный служащий.

Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней медленно развивается потому, что ему не дают развиваться быстрее. И делают это те, кто заинтересован в сохранении распределительных отношений. То есть именно вы, уважаемые коллеги.

В связи с этим возникает вопрос: если сам Президент России признает, что произвол чиновников является основным препятствием экономического роста страны и требует от них меньше администрирования, если он считает необходимым предоставить больше предпринимательской свободы и видит задачу власти в том, чтобы отладить государственные институты, обеспечивающие работу рынка, - то почему чиновники до сих пор игнорируют его требования?!

Вот об этом мы и хотели бы со всей откровенностью поговорить на РДМК-2002.

Сейчас главная проблема, на наш взгляд, состоит в том, чтобы понять, как предприятия российской алмазной и золотоплатиновой отрасли в недалеком будущем смогут работать на международном рынке по правилам Всемирной торговой организации (ВТО).

Конечно, это будет не просто. Россия на самом деле имеет все, чтобы занимать на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней достойное место. Она одна из немногих стран, которые располагают богатейшими природными запасами. В настоящее время у нее второе место в мире по добыче алмазов, платины и металлов платиновой группы, шестое место - по добыче золота. Суммарный объем ежегодного производства в российской алмазной и золотоплатиновой отрасли составляет, по нашим данным, около 10,0 млрд. долл. США.

Однако естественное развитие рыночных отношений в этой отрасли, соответствующее общепринятым международным нормам, сопряжено с ростом потребления продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенной для решения экономических, производственно-технических, оборонных, социальных, медицинских, культурно-бытовых и других наших внутренних задач.

Именно этот рост открывает новые перспективы для экономического подъема северных, восточных и центральных регионов России, где сосредоточены базовые предприятия по добыче и переработке алмазов, металлов платиновой группы, золота и серебра, изготовлению из них продукции. Каким путем можно обеспечить такой рост - вот в чем вопрос.

Многие российские организации и предприятия способны уже сейчас представить на мировой рынок вполне конкурентную продукцию, содержащую драгоценные металлы и драгоценные камни. Но они не могут этого сделать, прежде всего, в силу несовершенства российского законодательства и бюрократического произвола. Как усовершенствовать одно и преодолеть другое?

Вместе с тем в отрасли значительное число таких организаций и предприятий, которые сейчас просто не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны западных участников рынка. Особенно это касается малого бизнеса, распространенного в сфере золотодобычи, ювелирного производства и торговли. Следовательно, надо подумать и о них, надо защитить их интересы.

И, наконец, может быть, уже самое главное.

Присоединение к ВТО является сегодня мощным ускорителем цивилизованных рыночных отношений в российской экономике. Не исключено, что принятие условий ВТО, приемлемых для алмазных и золотоплатиновых предприятий, позволит одновременно решить и все другие многочисленные рыночные проблемы, которые накопились в отрасли за годы реформ.

Уважаемые коллеги из министерств и ведомств!

Касаясь этих проблем, накапливавшихся в течение многих лет (в том числе и наших с вами огрехов, оставленных после четвертой конференции), хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на правово-нормативную базу российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий из них.

Несмотря на явные достижения в этой области, особенно в последние два года, в законодательных актах и нормативных документах, определяющих рыночные отношения в отрасли, до сих пор (уже более четырех лет!) остаются положения, которые противоречат Закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Работу по их устранению необходимо как можно скорее закончить, привлекая к ней все заинтересованные государственные и общественные структуры.

На прошлой конференции уже обращалось внимание на то, что нынешнее состояние законодательства в области драгоценных металлов и драгоценных камней (а также особенности его исполнения!) содержат определенные предпосылки для нарушения и государственных интересов, и прав субъектов рынка, т.е. производителей и потребителей.

Мы далеки от того, чтобы их противопоставлять. Полагаем, что увеличение добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, повышение прибыльности и стабильности отрасли в условиях рынка предусматривают, что интересы государства реально совпадают с интересами производителей и потребителей.

Такие отношения являются вполне естественными для государства, которое представляет собой все население, одна часть которого производит, другая потребляет, а третья присматривает за тем, чтобы не воровали. И делает это таким образом, чтобы результат устраивал все стороны. Но если ставить вопрос о государстве бюрократически (с одной стороны, государственные органы и их функционеры, а с другой - все остальные), то тогда получается то, что получается в настоящее время.

Отсутствие у государственных структур единого понимания и единого подхода к принятию и применению действующих законодательных и нормативных правовых документов, фактически создает двойной стандарт, что, в свою очередь, порождает атмосферу неуверенности на рынке и в результате замедляет его развитие. Более того, тем самым сдерживается процесс легализации рыночных операций, они по-прежнему в определенной части остаются в тени.

В связи с этим на наших конференциях высказывалось немало дельных предложений. И, в частности, предлагалось подумать об эффективности государственного контроля. Сейчас контрольные функции на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют почти полтора десятка министерств и ведомств. Это Минфин (контроль за финансами), МНС (контроль за налогами), Минприроды (контроль за недрами), Минпромнауки (контроль за производством), Минэкономразвития (контроль за торговлей), Минкультуры (контроль за культурными ценностями), Минздрав (контроль за медицинской продукцией), МВД (контроль за криминалом), Тамллов платиновой РіСЂСѓРїРїС‹, шестое место - РїРѕ добыче золота. Суммарный объем ежегодного производства РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ алмазной Рё золотоплатиновой отрасли составляет, РїРѕ нашим данным, около 10,0 млрд. долл. РЎРЁРђ.

Однако естественное развитие рыночных отношений в этой отрасли, соответствующее общепринятым международным нормам, сопряжено с ростом потребления продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенной для решения экономических, производственно-технических, оборонных, социальных, медицинских, культурно-бытовых и других наших внутренних задач.

Р