Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Информационный центр

Необходим закон прямого действия


Доклад Сергея КЫШТЫМОВА,
заместителя Директора Департамента иностранных операций,
начальника Управления операций с драгоценными металлами.


Уважаемые коллеги!

Нам иногда приходится слышать, что Банк России против внесения каких-либо изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Должен сказать, что это не так. Закон нуждается в серьезной переработке.
Основным недостатком нашего законодательства является то обстоятельство, что на сегодняшний день нормы, которые регулируют рынок драгоценных металлов, разбросаны по нескольким законам. К чему это приводит здесь за "круглым столом" уже говорилось. Могу добавить следующее.
Давайте вспомним декабрь 1998 года, когда Государственная Дума приняла закон "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", где в ст.19 право экспорта платины и металлов платиновой группы было предоставлено несуществующему "специально уполномоченному государственному органу". В результате в 1999 году ни Минфин России, ни Банк России, ни РАО "Норильский никель" не смогли вывезти за рубеж ни одного грамма платины. В итоге российский рынок не дополучил валютных поступлений в объеме около миллиарда долларов США.
В декабре 1999 года Дума приняла, наконец, поправку к этому закону, предоставив право экспортировать МПГ государственным унитарным предприятиям. На практике это означало закрепление монополии ГУПВО "Алмазювелирэкспорт" на экспорт платины и металлов платиновой группы . Теперь это предприятие диктует всем свои правила игры, и даже если они не выгодны собственникам драгоценных металлов, другого выбора у нас нет.
Чтобы не допускать в дальнейшем случаев принятия законодательных актов по рынку драгоценных металлов без согласия и обсуждения их всеми заинтересованными участниками рынка, предлагаем исключить из других законов нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, и внести их в новую редакцию Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", сделав его законом прямого действия.
Второе предложение. Необходимо отменить постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о совершении сделок с драгоценными металлами" от 30 июня 1994 года № 756, которое существенно ограничивает права субъектов рынка, вводит запреты на некоторые операции с золотом и серебром, полностью исключает из гражданского оборота платину и металлы платиновой группы и т.д. Эти нормы противоречат Закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", который определил, что недропользователи вправе реализовывать драгоценные металлы, не проданные в приоритетном порядке государственным органам, любым юридическим и физическим лицам, в том числе продавать их на внешнем рынке. Однако этими противоречиями в законодательстве пользуются, например, коммерческие банки, которые не хотят, чтобы недропользователи могли напрямую работать с любым субъектом рынка. А почему нельзя, если мы создаем рынок? В свое время мы ликвидировали здесь монополию государства и дали коммерческим банкам право совершать операции с драгоценными металлами. Сегодня уже насчитывается полторы сотни коммерческих банков, которые этим профессионально занимаются, и недропользователи могут из них выбирать любой. Но при этом и сами собственники должны иметь право торговать. Тогда только и начнется настоящий рынок. Пусть недропользователь сам выбирает, с кем он хочет работать. Должна быть здоровая конкуренция.
Следующий, опять же концептуальный вопрос. Давно пора исключать из Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" нормы, относящие драгоценные металлы и драгоценные камни к категории валютных ценностей. Ни в одной стране мира нет такого, чтобы в качестве валютной ценности были представлены драгоценные металлы. Все исходят из того, что это товар, который имеет свободное обращение на рынке.
На сегодняшний день в законе остался нерешенным вопрос об инвесторах - юридических и физических лицах, вкладывающих свои средства в приобретение драгоценных металлов.
Мы предлагаем дополнить Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" нормами, определяющими порядок совершения инвесторами сделок с драгоценными металлами. Поскольку в данном случае речь идет о вложении свободных денежных средств, то основой этого порядка, по мнению Банка России, должно стать право инвесторов осуществлять операции с аффинированными драгоценными металлами через коммерческие банки, в том числе по металлическим счетам. Реально банки находятся под постоянным контролем ЦБ РФ. По представляемым формам отчетности мы знаем о каждой операции коммерческого банка, даже если они вывозят драгоценные металлы без таможенного оформления и уплаты пошлин.
К вопросу первоочередном праве приобретения драгоценных металлов на внутреннем рынке. Если мы хотим сделать настоящий рынок, то должны признать, что нельзя сегодня давать льготы одним, ущемляя тем самым права других.
Банк России еще в процессе работы над законом отказался от своего преимущественного права приобретения драгоценных металлов на внутреннем рынке и предложил сделать аналогичный шаг Правительству РФ и субъектам Федерации. К сожалению, они не последовали нашему примеру, однако из-за недостатка бюджетных средств практически не пользуются этим правом. В то же время эти органы очень часто мешают заключению или регистрации договоров между коммерческими банками и недропользователями, чем нарушает права собственников драгоценных металлов, закрепленные в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
При доработке закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предлагаем оставить такое право только Правительству Российской Федерации, которое в рамках утвержденных законом бюджетных средств сможет приобретать через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти драгоценные металлы у недропользователей. При этом в Законе необходимо прописать механизм реализации этого права, предусматривающий, что специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан до 1 декабря текущего года заключить с субъектами добычи и производства на условиях предварительного авансирования договора на поставку драгоценных металлов в Госфонд России. В случае нарушения сроков заключения договора государство теряет свое право первоочередной покупки и недропользователь самостоятельно ищет себе партнеров, способных профинансировать добычу будущего сезона.
Спасибо за внимание.





 
 



© 1999-2000 Информационно-Технический Центр РДМК