Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Информационный центр

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ - ЗАЛОГ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.



Доклад КУТЕПОВА А.Н.

КУТЕПОВ Андрей Николаевич - первый заместитель руководителя Гохрана России при Министерстве финансов РФ.


Уважаемые коллеги!

Предлагаемая для обсуждения тема - вопросы формирования нормативной правовой базы, определяющей возможность развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Несмотря на кажущуюся легкость восприятия эта тема чрезвычайно непроста. И дело тут не в профессиональной терминологии, не в сложности юридических понятий.

Вопрос в другом.

Все мы оказались заложниками ситуации, когда традиционное, воспитанное в России годами, настороженное отношение к осуществлению операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями явилось причиной недопустимо затянувшегося процесса начала формирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Все мы знаем, в каких трудах и муках рождался Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". При этом, я думаю, большинство из присутствующих на момент принятия Закона отдавало себе отчет в том, что Закон далек от совершенства и во многом противоречив. В то же время это казалось и, действительно, было шагом вперед, хотя можно было предположить, что действующее в Российской Федерации правовое поле, определяющее правила и порядок совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, даже несмотря на принятие нового и в целом прогрессивного закона (по сравнению с ранее действующей правовой базой, сделало практически невозможным интеграцию российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в мировой цивилизованный рынок.

Кроме того, на данную ситуацию "наложились" субъективные факторы, связанные с чехардой принятия решений в области выработки государственной политики развития и управления отраслью.

Необходимо отметить и следующий, на мой взгляд, чрезвычайно важный аспект нормотворческой деятельности, который далеко не всегда принимается во внимание.

Осуществление государственной экономической политики в целом происходит на федеральном уровне через принятие и реализацию различных нормативных документов. Современное же состояние всей этой сложной нормотворческой работы таково, что принятие противоречащих друг другу документов самых разных типов стало повсеместным явлением. При этом организация рационального взаимодействия органов федеральной власти с точки зрения необходимости обеспечения экономической безопасности и активное вовлечение ее в процессы выработки документов, опосредующих проведение в жизнь государственной экономической политики, может рассматриваться как одно из направлений работы, позволяющей упорядочить упомянутые нормотворческие процессы, значительно снизить их дезорганизующее воздействие на процессы функционирования экономики и социальной сферы.

Задача состоит в необходимости многостороннего взаимопереплетения нормотворческой деятельности и реальных экономических процессов, в результате чего возможно обусловить отклонение таких решений, которые более или менее удачно разрешая текущие проблемные ситуации, могут породить прямые и отдаленные последствия, негативно сказывающиеся в том числе и на состояние экономической безопасности.

К сожалению, именно эта сторона нормотворческой деятельности на федеральном уровне, в отличие от формально - юридической проверки на соответствие уже имеющемуся законодательству, не выступает в настоящее время предметом специального анализа.

Так что ситуация, в которой мы сейчас находимся, во многом, как это не странно звучит, закономерна. Теперь собственно о теме моего сегодняшнего выступления.

С момента принятия Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", являющегося краеугольным камнем развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, прошло уже более трех лет. Необходимо отметить, что указанный закон имеет весьма существенную особенность. А именно: ни один из появившихся в последние годы законодательных актов не требует в целях его полной реализации принятия столь значительного количества нормативных правовых актов нижестоящего уровня.

Таких документов, как известно, насчитывается более трех десятков. При этом целый ряд вопросов приходится рассматривать впервые, зачастую преодолевая сложившиеся стереотипы и консервативное отношение к либерализации и упрощению операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в целом. С учетом того, что данный сегмент российского рынка в годы реформ практически не затронули сколько-нибудь серьезные изменения, да и о формировании реальных рыночных отношений здесь можно говорить с большой "натяжкой", становится понятным вся тяжесть задачи, стоявшая перед разработчиками указанных документов.

Тем не менее необходимо отметить, что практически все документы, создание которых предусмотрено вышеназванным Федеральным законом, уже достаточно давно разработаны, и в настоящее время работа над ними ведется на уровне Аппарата Правительства Российской Федерации.

К сожалению, опыт работы по рассмотрению проектов документов не позволяет строить оптимистичные прогнозы по оперативности и конструктивности их рассмотрения. Однако, в настоящее время мне представляется возможным подтвердить наши прогнозы о принятии оставшихся документов в июле - августе текущего года. Вместе с тем следует отметить, что жизнь не стоит на месте и многие положения самого Федерального закона и, естественно проектов документов, разрабатываемых в целях его реализации, по нашему мнению, мнению многих субъектов рынка уже требуют переосмысления и доработки.

О состоянии работы по подготовке документов, направленных на реализацию Федерального закона " О драгоценных металлах и драгоценных камнях", при желании участников "круглого стола", я могу доложить отдельно. Перманентное отставание нормативной правовой базы от требований реальной экономики влечет за собой чрезвычайно серьезные последствия для становления на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней нормальных рыночных отношений, о чем, я думаю, неоднократно будет сегодня говорится.

Из-за коллизии различных актов законодательства, регулирующих обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, огромного количества ограничений и мелочных регламентаций, у реальных производителей драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них при огромном потенциале сейчас скованы руки. Предприятия отрасли не могут ощущать себя полноценными субъектами рынка, вынужденно сверяя каждый свой шаг с ограничениями больше соответствующими периоду 50 - 60 гг., но не начала нового тысячелетия.

Данная ситуация явилась причиной того, что по решению ряда предприятий, общественных отраслевых организаций, было принято решение о необходимости доработки Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", ряда других нормативных актов, имеющих значения для успешного развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Справедливости ради нужно отметить, что не все активные участники рынка поддержали данное предложение. Так, например, Банк России и АК "Алроса" на предложения Гохрана России принять участие в данной работе представили свое мнение о нецелесообразности внесения изменений в действующее законодательство. Думаю, что на это у указанных структур, безусловно, имеются свои аргументы.

Тем не менее, решением Координационного Совета при Гохране России, объединяющего значительное количество ведущих субъектов рынка и практически все действующие общественные организации его профессиональных участников, было принято решение о создании двух рабочих групп, которым поручили обобщение и доработку предложений по доработке Федерального закона, поступивших от заинтересованных структур.

К нашему глубокому сожалению, обсуждение проблемы не получилось настолько массовым, насколько это ожидалось в начале.

Из более 70 адресатов, получивших приглашение к участию в обсуждении, свои предложения представили немногим более 20.

В тоже время представленный материал достаточен для организации предварительного обсуждения предложений, в связи с чем Координационным Советом было принято решение об образовании двух рабочих групп под председательством: Брайко Валерия Николаевича - по вопросам драгоценных металлов и Ребрика Юрия Николаевича - по вопросам драгоценных камней. Следует отметить, что ни в одном из предложений, внесенных в рабочие группы, не предлагалось кардинального изменения Федерального закона. В основном, замечания касались уточнения норм действующего законодательства.

В целом предложения можно разделить на два блока.
    1. Уточняющие основные понятия и термины.
    2. Вносящие изменения в основные регламентирующие статьи закона.
В частности, речь идет о выводе драгоценных металлов и драгоценных камней из категории валютных ценностей, о максимальном упрощении экспортных операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней или с их содержанием, отмене ряда ограничений и регламентаций, препятствующих осуществлению нормальных производственных и финансовых операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, повышении роли субъектов федерации, включении физических лиц в число полноправных участников рынка, а также целый ряд других вопросов.

Следует отметить, что указанные и розданные участникам круглого стола предложения носят предварительный, рабочий характер. Они не прошли еще обсуждения на заседании Координационного Совета и требуют дальнейшей проработки, тем более, что ряд предложений носит дискуссионый характер и не получил еще одобрения даже среди участников рабочих групп.

Именно как к рабочему материалу я прошу вас относиться к данным предложениям. Мы готовы выслушать и обсудить с вами эти, либо иные предложения. Последнее заседание рабочей группы, например, по металлам состоится 23 июня в Гохране России, после чего Координационный Совет преступит к их обсуждению на своем уровне.

Нельзя сказать, что мы абсолютно удовлетворены результатами проделанной работы. Еще остается впечатление, что вносимые предложения носят лишь косметический характер и вряд ли смогут "переломить" ситуацию. Даже в среде профессионалов, - а в данном случае не удастся кивнуть головой в сторону федеральных структур, - оказались весьма различные подходы ко многим проблемам, которые не позволили создать документ более насыщенный новациями и ускорить работу над ним.

В то же время, может быть, это и хороший показатель, и не так уж плох сам Федеральный закон, как зачастую представляется. Да и устали уже все мы от резких колебаний из стороны в сторону. Наверное, нужно найти в себе силу остановиться, детально проанализировать ситуацию и двигаться вперед с помощью небольших, но качественных, всесторонне продуманных решений.

Благодарю за внимание.




 
 



© 1999-2000 Информационно-Технический Центр РДМК