Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Информационный центр

Интернет на рынке драгоценных металлов и камней


Доклад ДАНИЛОВА И.М.

Большой интерес к Интернет наблюдается во всем мире. И Россия яркий тому пример. Что характерно, Интернет одно из немногочисленных бизнес-направлений в России, которое не просто держится на плаву, но и бурно развивается. По мнению некоторых зарубежных аналитических агентств, к 2005 году число пользователей Интернет в мире возрастет до 1 миллиарда человек. По данным Центра исследований в области электронной коммерции Техасского университета, в период с первого квартала 1998 г. до первого квартала 1999 г. объем "Internet-экономики" увеличился на 68% и общий оборот составил 507 млрд. долларов. Только за первый квартал 1999 г. объем онлайновых продаж всех видов составил 35,6 млрд. долларов. Для большей убедительности позволю представить аудитории статистику мирового Интернет.

Статистика мирового Интернет
  • В 1993 к Интернету в мире были подключены 3 миллиона человек, в 1999 году примерно 200 миллионов. (U.S. Department of Commerce)
  • В 1993 году в мире было зарегистрировано 26 тысяч доменных имен. В 1999 году уже было 5 миллионов web-сайтов (U.S. Department of Commerce/Netcraft)
  • 56% американских компаний продавали свои товары через Интернет в конце 1999, что на 24% выше, чем в 1998 году (NUA Internet Surveys)
  • Компании малого бизнеса США, использовавшие Интернет в 1999 году, росли на 46% быстрее, чем те, которые не пользовались Сетью (American City Business Journal)
  • Более 50% мирового онлайнового сообщества находится вне США (IDC)
  • По прогнозам к 2005 году не американские пользователи Сети составят 700 миллионов человек, а общее мировое Интернет-сообщество достигнет 1 миллиарда человек.
  • Число женщин, посещающих Интернет, в 2001 году превысит 96 миллионов - это 45% мировой Интернет аудитории (Computer Economics)
  • В 2001 году оборот рынка электронной коммерции предположительно составит $1,2 триллиона (Global Sight Corporation)


По материалам агентства Мониторинг.ru


Говоря о темпах роста Интернет можно сказать, что для привлечения аудитории в 50 млн. человек радио понадобилось 38 лет, телевидению 13 лет, а Интернет всего лишь 4 года.

Безусловно, процесс "интернетизации" не обошел стороной и рынок драгоценных металлов и камней. Среди зарубежных первооснователей и лидеров "Интернет" этой области деятельности можно назвать компании "Rapaport", "Polygon" и "GemKey"

Открывая 30-е совещание компании Polygon, президент г-н Жак Вурхис (Jacques Voorhees) произнес знаменательную фразу: "В промышленности драгоценностей сегодня просто нет проблемы столь же серьезной, как Internet". Он также отметил, что на любой конференции или выставке ювелиров, обязательно существует семинар, посвященный Интернет и это лучший показатель его значимости в современной ювелирной отрасли. Г-н Вурхис подчеркнул, что многие компании могут игнорировать Интернет, но в таком случае, вполне вероятно, через десять лет их просто уже не будет в бизнесе.

Естественно масштабы зарубежного Интернет несколько отличаются от Российских. В настоящее время между зарубежными ювелирными компаниями развернулась настоящая борьба за привлечение пользователей к своим интерактивным ресурсам. С этой целью изобретаются различные программные изыски и заключаются различные соглашения с первопроходцами Интернет. Так, известный торговый аукцион Сотби (Sotheby's) заключил 10-летний союз с интерактивным продавцом книжной и музыкальной продукции Амазон.ком (Amazon.com). Это соглашение позволит Сотби (Sotheby's) привлечь 10 миллионную аудиторию Amozon.com к своим аукционам по продажам ювелирных изделий, антиквариата, предметов коллекционирования и искусства.

De Beers предоставила возможность посетителям своего web-сайта сконструировать в виртуальном пространстве собственное обручальное кольцо с бриллиантом. Эта программа стала настоящим триумфом сайта, так как количество его посетителей возросло на 900% с 502 тысяч до 5,3 миллионов.

Конечно, будет преувеличением, если мы скажем, что все в Интернет проходит без сучка и задоринки. Многие компании используют свои электронные представительства не просто в рекламном плане, но и как интерактивные магазины, которые приносят реальные прибыли их владельцам.

Да, пока средний уровень цен на продукцию, реализуемую через Интернет, колеблется в пределах 100 USD, но это не означает, что не продаются дорогие изделия. Все зависит от того, как их преподнести и где.

Не так давно многие американские ювелиры считали продажи ювелирной продукции, через так называемые "магазины на диване" бесперспективным занятием. На сегодняшний день общий объем ежегодных продаж через сеть телевизионных "магазинов на диване" ряда компаний США (QVC, HSN, ValueVision и т.п.) приближается к 4 млрд. USD. Из них более 2 млрд. USD приходится на продажу драгоценностей.

Ведущей в области TV-продаж является компания QVC. Вице-президент компании Джон Кэлнон (John Calnon) в своем выступлении на 3-ем симпозиуме Геммологического института Америки сказал, что, по их прогнозам, в 2002 году объем продаж ювелирных изделий через сеть его "магазинов на диване" превысит 1,5 млрд. USD.

Необходимо отметить, что эти компании весьма заинтересованы в интеграции с Интернет, так как это позволит им привлечь к аудитории потенциальных покупателей не только домохозяек, не отрывающихся от экранов своих телевизоров, но и деловых людей - пользователей Интернет.

Кто-то может заметить - все это хорошо на западе, но не у нас.

Он ошибается.

Для подкрепления этих слов можно привести отрывки из статьи, которая была опубликована в GemKey об отношении израильских "алмазников" к Интернет. Если верить высказыванию, что Израиль наиболее удавшаяся республика СНГ, то статья весьма поучительная.

В 1998 году на совещании израильских экспортеров бриллиантов предложение о необходимости присутствия алмазной отрасли Израиля в среде Интернет вызвало смех у одного из присутствующих, а у других - улыбки на лицах. Как не парадоксально, но именно высокоразвитая в технологическом аспекте ювелирная отрасль Израиля подвергла сомнению жизнеспособность и необходимость Интернет, как "бизнес инструмента". И это с учетом того, что 10% мировых разработок новейших технологий Интернет приходится на эту страну.

Прошел год, и взгляды коренным образом изменились. Сегодня Интернет ни у кого из присутствовавших на том заседание, не вызывает смеха. Все признают Интернет как необходимую среду для развития своего предприятия. И более того, они активно подключились к освоению нового пространства.

В настоящее время институтом алмазов Израиля (Israel Diamond Institute) разработан и поддерживается сайт (www.diamonds.org.il), который в целом представляет алмазную промышленность Израиля. На нем представлена информация о ведущих предприятиях и организациях страны, а также филиалах самого института: Israel Diamond Institute, Israel Diamond Exchange, Israel Diamond Manufacturing Association IDI Technological Center, IDI gem lab и Harry Oppenheimer Diamond Museum.

В течение года многими отраслевыми компаниями были открыты собственные web-сайты, которые быстро приобрели популярность и являются примером успешного использования Интернет.

Приведем отрывок из речи президента Israel Diamond Exchange (Алмазной Биржи Израиля) г-на Шмуэль Шнитцер (Shmuel Schnitzer), с которой он выступил на "Открытой неделе" в Израиле (сентябрь 1999 года):

"Совершенно новое компьютерное явление начало проникать в наш мир в последнее время - это Интернет. Некоторые из Вас знают об этом гораздо больше меня и могут пролить свет на то, какую роль он может играть в нашей жизни. Подобно другим вышеупомянутым средствам нам предстоит научиться жить с Интернет, научиться использовать его мудро так, чтобы он стал эффективным инструментом работы и постараться минимизировать его потенциальный вред. Я думаю, что в начальной фазе большинство компаний будут использовать Интернет для рекламы и для получения обработанной информации в реальном времени. Мне кажется, что алмазная промышленность будет осваивать Интернет медленнее, хотя уже сейчас можно найти в нем некоторые Интернет-представительства "алмазников", которые ведут активную работу. Думаю, что уже в течение последующих 25 лет мы все войдем в Интернет."

Естественно в русском Интернет, или как его называют Рунет, пока не происходит такого большого объема продаж как в США. По оценкам компании "Система-Телеком", годовой оборот интернет-рынка Москвы в 1999 году, составил 41 млн. USD. Но, следует отметить, что в России основной аудиторией пользователей Интернет являются обеспеченные люди. Поэтому на данном этапе Интернет-представительство и продукция Вашей компании будет замечена именно потенциальными ее покупателями. Опять же позволю себе прибегнуть к некоторым статистическим данным

Статистика российского сектора Интернет (на февраль 2000 года)

Российская аудитория Интернет :

Максимальная российская аудитория Интернета от 18 лет и старше имеет численность 6.6 миллиона человек, что составляет 6% взрослого населения страны

Регулярная аудитория - 2.8 миллиона человек. (Она включает тех, кто посещает Интернет регулярно, но не обязательно каждый день или каждую неделю)

Недельная аудитория в России составляет 1.7 миллиона человек

Портрет российской аудитории Интернет :

Во всех видах аудитории российского Интернета преобладают молодые образованные мужчины из семей с доходами выше среднего. По своему социальному положению это специалисты с высшим образованием (35%), студенты и учащиеся (27%), и предприниматели (10%)

Представленность регионов и типов поселений в максимальной аудитории Интернет :

Доля столиц (Москва и С-Петербург) составляет 22%

Вклад остальной Европейской части России составляет 40%

Урал и Западная Сибирь - 25%

Восточная Сибирь и Дальний Восток - 13%

Лидерами Интернет-активности в регионах выступают региональные центры. Доля городов с населением от 300 тысяч до 1 миллиона человек составляет не менее четверти во всех видах аудитории Интернет.

По материалам агентства Мониторинг.ru


Обращает на себя внимание и тот факт, что развитием российского Интернет активно заинтересовалось и правительственные структуры. Произошло это после того, как в эту область экономики потекли реальные деньги. С одной стороны, попытки государственного регулирования вызывают некоторую обеспокоенность со стороны Интернет сообщества. С другой - Россия не отличается особой оригинальностью от других стран. В частности, европейских государств, правительства которых также предпринимают определенные шаги по регулированию on-line пространства. Т.е. к этому надо относиться, как к нормальному этапу становления правовых взаимоотношений в этом пространстве.

В этом плане, обнадеживает подход к проблемам интернет Владимира Владимировича Путина, который он продемонстрировал в декабре 1999 года на встрече с представителями ведущих интернет-компаний.

Суть этого подхода заключается в том, что любые решения и постановления, влияющие на бизнес в Интернет, должны быть согласованы с теми, кто работает в этой сфере. И одобрил, кстати, мысль, которая звучала на встречи в выступлении РОЦИТ: "Для того, чтобы процессы развития Интернет в России не страдали, а выигрывали от участия в них государственных органов, необходимо расширить участие России в международных процессах саморегулирования Интернета, а также создать механизм, который гарантировал бы учет мнения профессионалов при подготовке законодательных и подзаконных актов, влияющих на деятельность предпринимателей в Интернете".

Русская Ювелирная Сеть
Если вернуться к интерактивному рынку драгоценных металлов и камней Россия, то можно заметить, что пока он находится на самой начальной стадии своего формирования. В числе первопроходцев российского ювелирного интернет можно назвать web-сайт Русской Ювелирной Сети (www.jewellernet.ru), на страницах которого можно найти информацию и о других интерактивных ресурсах.

Обращает на себя внимание сервер