Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Конференция РДМК-2007

О ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ РОССИИ В ВТО

Заявление оргкомитета РДМК-2007
и редакции журнала «ДМ/ДК»

В связи с близким вступлением России в ВТО оргкомитет десятоймеждународной деловой конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (РДМК-2007) и редакция журнала «Драгоценные металлы. Драгоценные камни» («ДМ/ДК») обращаются к участникам РДМК-2007 с предложением в ближайшее время совместно с государственной властью завершить в основных чертах либерализацию рыночных отношений в отрасли.

  1. О либерализации рынка как государственной задаче

    Либерализация российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий, соединений и сплавов из них и связанных с ними услуг находится в центре внимания отраслевой конференции РДМК десятый год. Об этом направлении своей работы деловое сообщество отрасли во весь голос заявило уже на первой конференции в 1998 году, отметив в Итоговом документе начальные шаги по либерализации рынка, сделанные в результате принятия базового закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

    Среди намеченных на перспективу задач либерализации рыночных отношений в этой ранее секретной отрасли выделялось, прежде всего, упразднение рудиментов административно-командной экономики – государственных ограничений, мешающих развитию прозрачности российского рынка драгоценных товаров и услуг, отмене запретов на экспорт, снижению налогов и таможенных пошлин и т.д. Речь шла о том, чтобы государство не препятствовало свободной конкуренции, диверсификации производства и продаж, чтобы поощрялся малый бизнес, заполняющий рыночные ниши, словом, чтобы рынок стал более свободным для производителей и потребителей с учетом их общих интересов и интересов государства.

    Так в общих чертах представляли либерализацию российского рынка драгоценных товаров и услуг сами его участники в 1998 году. Так они представляли ее и тогда, когда Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию в 2000 году развернул задачу либерализации российского рынка в целом как важнейшую государственную задачу. Послание Президента сразу же было воспринято в отрасли с большим подъемом и искренним энтузиазмом.

    «Такого совпадения взглядов у власти с лидерами рынка еще не бывало, – в один голос заявили на РДМК-2000 участники рынка драгоценностей. – Если Президент России признает, что произвол чиновников стал основным препятствием экономического роста страны и требует от них меньше администрирования, если он считает необходимым предоставить больше предпринимательской свободы и видит задачу власти в том, чтобы отладить государственные институты, обеспечивающие работу рынка, – то кто из законопослушных участников российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней может сегодня быть более либеральным, чем Президент России?!».

    Действительно, Президент России, не употребляя самого термина «либерализация», говорил о ней совсем недвусмысленно в связи с необходимостью экономического роста и развития предпринимательской свободы в России.

    Послание 2000 года, как известно, закладывало фундамент «правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан», – и именно в связи с этим Президент утверждал:

    «Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса, – я абсолютно в этом убежден – кризиса, проявления которого нам хорошо известны.

    Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий. Значительная часть российской экономики до сих пор в тени».

    И далее: «Необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике – это, без всяких сомнений, защита экономической свободы. Наша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы – свободы производить, торговать, инвестировать».

    «Суть государственного регулирования в экономике – не в увлечении административными рычагами», – подчеркивал Президент, – «а в защите частных инициатив и всех форм собственности». И делал вывод: «Задача власти – отладить работу государственных институтов, обеспечивающих работу рынка».

    Президент наметил шесть основных направлений этой государственной работы, и они актуальны до сих пор.

    Во-первых, это защита прав собственности, гарантированный доступ к информации о деятельности предприятий. Во-вторых, равенство условий конкуренции. В-третьих, освобождение предпринимателей от административного гнета.

    Стоит особо обратить внимание на трактовку административного гнета в Послании, которая и сегодня не менее актуальна, чем восемь лет назад.

    «Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства и в центре, и на местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов. А кроме этого, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и так далее».

    В-четвертых, снижение налогового бремени, кардинальное упрощение таможенной системы. Здесь тоже есть над чем задуматься и власти, и бизнесу, читая Послание:

    «Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете – падению конкурентоспособности российского бизнеса».

    В-пятых, развитие финансовой инфраструктуры, прозрачность деятельности банков.

    В-шестых, реалистичная социальная политика.

    «Я говорю шестое, его можно было поставить, конечно, на первое место по значимости», – уточнил Президент в 2000 году. И далее пояснил, что здесь важно «включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких».

    Он подчеркнул: «Социальная политика – это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры».

    И чтобы далее не было никаких сомнений в искренности его намерений и готовности проводить их последовательно и до конца, Президент подверг критике «государственную ложь»: когда «многочисленные законы» принимают (или «продавливают») на практике «просто из политической конъюнктуры».

    Ясно, что столь критический настрой Президента и его нацеленность на реальные дела произвели в 2000 году сильное впечатление на деловое сообщество отрасли.

    Ларчик открывался не просто, а очень просто: все это в полной мере относилось и к российскому рынку драгоценных товаров и услуг. К тому времени он все еще находился в состоянии первоначального становления, его развитие шло противоречивыми путями, сопровождаясь острыми конфликтами и кризисными ситуациями.

  2. Как помогали государству на рынке драгоценных товаров и услуг

    Разрушение крупных золотодобывающих предприятий в ходе разгосударствления и приватизации в 1992 году отбросило российскую золотодобычу по уровню организации к началу прошлого века. Будучи мировым лидером по добыче платиновых металлов, страна в 90-е годы не только не использовала свои преимущества, но еще и умудрилась именно на этом рынке нанести себе ущерб в миллиарды долларов. Дело дошло до того, что даже в самой России платина стала неликвидным товаром. К тому времени, являясь одним из лидеров по добыче алмазов, государство своими законами почти полностью удушило национальную гранильную промышленность. А заодно и ту часть российской ювелирной промышленности, которая специализировалась на производстве изделий с бриллиантами.

    Отсутствие прозрачности и необходимой законодательной базы, самоустранение государства от регулирования рыночных отношений в отрасли, рост налогообложения, высокая стоимость кредитов в коммерческих банках привели к расцвету бюрократизма, безответственности чиновников и, естественно, коррупции. Производство разваливалось, страна несла чудовищные убытки.

    Не удивительно, что в этих условиях линия Президента на либерализацию рынка была немедленно и самым активнейшим образом поддержана участниками РДМК-2000. Это определило на годы вперед главное направление отраслевой конференции, в которой участвовали руководители и специалисты российских геологоразведочных, добывающих, аффинажных, гранильных, заготовительных, ювелирных и торговых организаций и предприятий, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, банков, других учреждений. Мировой рынок представляли организации и предприятия Армении, Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Италии, Казахстана, Канады, Кипра, Киргизии, Китая, Колумбии, Латвии, Молдавии, Польши, Словении, США, Узбекистана, Украины, Чехии, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии и других стран.

    «Поможем Президенту России навести порядок на рынке?» – так поставили вопрос на конференции российские участники РДМК-2000 и получили полное одобрение своих иностранных парт «Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению РѕС‚ налогов, СѓС…РѕРґСѓ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё «в тень», уменьшению инвестиционной активности, РІ конечном счете – падению конкурентоспособности СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ бизнеса».

    В-пятых, развитие финансовой инфраструктуры, прозрачность деятельности банков.

    В-шестых, реалистичная социальная политика.

    «Я РіРѕРІРѕСЂСЋ шестое, его можно было поставить, конечно, РЅР° первое место РїРѕ значимости», – уточнил Президент РІ 2000 РіРѕРґСѓ. Р