Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Конференция РДМК-2006

ОБМЕН МНЕНИЯМИ
ДО И ПОСЛЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ИТАР-ТАСС

Редакция «ДМ/ДК» представляет основные материалы по обсуждению в отрасли экономических документов Саммита-2006, опубликованные в ходе подготовки к пресс-конференции 3 августа в ИТАР-ТАСС и после нее участниками ежегодной конференции РДМК-2006.



НАПОМНИТЬ ГОСУДАРСТВУ И КРУПНОМУ БИЗНЕСУ
ОБ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Документы саммита-2006 «Большой восьмерки» и неформального саммита СНГ должны напомнить Российскому государству и крупному бизнесу об их социальной ответственности, считает Владимир Пискунов, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них. Свою точку зрения специально для Русской Ювелирной Сети он изложил следующим образом.


Любые решения хороши лишь тогда, когда они приносят реальную практическую пользу. С этой точки зрения хотелось бы понять, какую реальную пользу принесли итоги саммита-2006 «Большой восьмерки» и последовавшего за ним неформального саммита СНГ российскому рынку драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Если говорить о документах экономического характера, принятых на саммите в Санкт-Петербурге, то на первый взгляд кажется бесспорным одно: в них нет ничего такого, чего не знали раньше, о чем не говорили и не спорили на ежегодной отраслевой конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (РДМК).

В самом деле, улучшение законодательства, экология, энергетическая безопасность, условия всемирной торговли, борьба с контрафактной продукцией, бюрократизмом и коррупцией, подготовка кадров — все эти вопросы на уровне отрасли рассматриваются на каждой конференции, причем с активным участием зарубежных партнеров.

И это вполне закономерно, если учитывать, что российская алмазно-бриллиантовая и золотоплатиновая отрасль традиционно занимает видное место на мировом рынке. И не только по причине имеющихся у нас природных ресурсов, но и в силу международной активности, которую проявляют такие производители конкурентоспособной продукции, как АК «АЛРОСА» и ОАО «Кристалл», ОАО ГМК «Норильский никель» и ОАО «Полюс», ОАО «Полиметалл» и ОАО «Красцветмет», ОАО «Русские самоцветы» и ОАО «Ювелиры Урала», многие другие российские участники мирового рынка.

А если говорить конкретно, например, об энергетической безопасности, то лидеры отрасли активно участвуют в инновационной программе «Водородная энергетика», разработанной по инициативе «Норильского никеля» и Российской академии наук. Можно сослаться и на ежегодную международную конференцию «Платиновые металлы в современной индустрии, водородной энергетике и в сферах жизнеобеспечения будущего», которую инициировали в Берлине российские участники рынка. Наконец, на ежегодном симпозиуме «Водородная энергетика и металлы платиновой группы в странах СНГ».

Не случайно в прошлом году Председатель Совета Федерации С.М.Миронов специальным письмом рекомендовал принять участие в проводимых на РДМК-2005 семинарах по водородной энергетике 18 российским регионам. Это известные промышленные, в том числе отдаленные регионы, где добывается 100% российских платиноидов и алмазов, 83% серебра и около 63% золота. Участники этой конференции выступили затем с «Декларацией о разработке и принятии Национальной программы по водородной энергетике Российской Федерации на период до 2050 года», и программа теперь уже разрабатывается, причем с их активным участием.

Можно было бы привести немало других конкретных примеров в подтверждение того, что все экономические вопросы, рассматриваемые на саммитах нынешнего года, так или иначе, рассматривались и на наших конференциях применительно к отрасли и что, по сути (повторяю, на первый взгляд!) в них нет ничего нового для отрасли.

Однако на самом деле, если вдуматься глубже, то этот первый взгляд оказывается ошибочным. Новое все-таки определенно есть. И оно состоит в той новой экономической перспективе, которая открывается перед отраслью в результате принятия согласованных документов на саммите в Санкт-Петербурге, их поддержке на саммите в Москве и предстоящей в конце года на высшем уровне проверке того, что будет сделано по линии их выполнения.

Что же нам дает в связи с этим новая перспектива?

Ответ простой: она дает развитию рыночных отношений в отрасли новый шанс в его движении к цивилизованному мировому рынку. Сейчас появился большой практический смысл в том, чтобы как можно быстрее доработать те отраслевые документы, которые мы не успели представить в Администрацию Президента России до начала саммита-2006. А это уже было бы немало. Так, например, в области законодательства остались серьезные недоработки по добыче и производству металлов, по налогообложению и таможенным делам, по интеллектуальной собственности и контрафактной продукции и т.д. Проблемы давно и хорошо известны: их из года в год обсуждали на конференции, после чего, как правило, передавали предложения в комитеты Государственной Думы, в министерства. Нельзя сказать, что никаких подвижек не было. Они были. Но многое, к сожалению, так и осталось на бумаге — часто нас просто не хотели слушать.

Теперь ситуация, похоже, меняется к лучшему. Думаю, что нам необходимо сейчас быстро собрать все, что уже было наработано раньше, и вновь рассмотреть имеющиеся в отрасли предложения по приведению российского рынка в соответствие с условиями ВТО, но с учетом задач, поставленных в документах саммита, и специфики российских условий.

Можно было бы очень быстро, в течение двух-трех недель, собрать все предложения на сайте РДМК-2006 (а если подключится и Русская Ювелирная Сеть, так это будет вдвое быстрее!), рассмотреть их еще раз в оргкомитете РДМК-2006 и в отраслевом Комитете ТПП РФ, вынести на общий суд отрасли в Интернет. И еще пригласить принять участие в обсуждении предложений заинтересованные международные и национальные общественные и некоммерческие организации.

А в заключение на пленарном заседании РДМК-2006, причем в присутствии представителей Администрации Президента, Правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, профильных министерств и ведомств, в последний раз сказать от имени всей отрасли свое веское слово и передать предложения Администрации и Правительства РФ. На предмет того, чтобы они были учтены при подведении в конце года первых результатов по плану действий, намеченному на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, а главное, чтобы их учли на переговорах по присоединению России к ВТО.

Другого пути для решения отраслевых проблем сегодня просто не видно. Огрехи в правово-нормативной базе и в практике ее применения в отрасли во многом порождены процессом концентрации капитала, укрупнением операторов во всех звеньях производственной и потребительской цепочки. Острейшие экономические вопросы, в которых не заинтересован большой бизнес, годами не рассматриваются в федеральных инстанциях. В результате крупный бизнес в отрасли развивается все более удобно, вытесняя при этом средний и малый бизнес, загоняя его в подполье, притесняя предпринимательство масс. И как итог — в стране за незаконный оборот золотого песка осуждают несостоявшихся вольноприносителей, разоряются ювелиры, уходит в тень мелкая ювелирная торговля, множество семей оказывается за чертой бедности.

К сожалению, представители крупного бизнеса не думают и не хотят думать о своей ответственности за судьбу среднего и малого бизнеса. В таких условиях можно не сомневаться, что все наши огрехи так и останутся огрехами, что мировой рынок просто придушит основную массу российских ювелиров и розничных продавцов, которые и так еле-еле держатся на поверхности в условиях роста цен на золото и потока контрафактных изделий, в том числе иностранного происхождения.

Между тем, документы обоих саммитов дают возможность еще раз от имени отрасли напомнить государству и крупному российскому бизнесу об их социальной ответственности перед отраслью, поскольку всем своим содержанием они нацелены именно на «укрепление социальной сплоченности», как это отмечено в самом названии заключительного раздела документа саммита-2006 об образовании для инновационных обществ XXI века. Напомнить — и потребовать от них соответствующих действий.

Источник: Русская Ювелирная Сеть



СОКРАТИТЬ ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Условия для резкого сокращения теневого оборота драгоценных металлов и связанных с этим финансовых средств должны стать центральным вопросом предстоящих дискуссий на Девятой международной конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (РДМК-2006), заявил Русской Ювелирной Сети президент Центра развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов Евгений Матвеевич Бычков (в 1991-1996 годы председатель Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням).

Речь идет, прежде всего, о тех условиях, которые позволили бы резко сократить теневой оборот драгоценных металлов, предоставив участвующим в нем социальным слоям взамен криминальных операций другие, вполне законные экономические возможности для деловой активности и достойного жизнеобеспечения.

В настоящее время незаконный оборот осуществляют вольноприносители (поиск и добыча драгоценных металлов), индивидуальные сборщики лома и отходов, огранщики, ювелиры, посредники (сбыт, торговля). Это многие десятки тысяч (а может быть, и сотни тысяч — по понятным причинам, их никто не сосчитал) активных, деятельных людей. Ранее и в дореволюционной, и даже в советской России они имели право самостоятельно заниматься своим делом, причем на законных основаниях. Сейчас же они лишены этого права и не могут законным образом развивать свой личный бизнес, что является, по мнению Е.М.Бычкова, вопиющим нарушением Гражданского кодекса.

Он полагает, что не имеющие законных источников, обеспечивающих им существование, слои не занятых в легальном производстве работников, особенно с профессиональными семейными традициями, вряд ли в ближайшее время сами по себе прекратят свою незаконную деятельность, связанную с теневым оборотом драгоценных металлов.

Между тем, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой неуплату налогов, рост контрафактной продукции, создание теневых финансовых схем, контрабанду, интеллектуальное пиратство, отмывание незаконно полученных средств, создание ОПГ, рост насилия в обществе, терроризм под прикрытием сепаратизма и другие криминальные явления. Все это, в конечном счете, вписывается в общую негативную тенденцию, которая в масштабах страны тормозит создание среднего класса и вызывает растущую социальную напряженность.

Конечно, всем понятно, что сокращение незаконного оборота драгоценных металлов — задача невероятно сложная и трудновыполнимая. Многие полагают, будто ею вообще незачем заниматься. Но это ошибочное мнение, заявляет Е.М.Бычков. Если так считать, то надо согласиться и с тем, что в нашей стране всегда будут процветать воровство и коррупция. А вот если с этим не соглашаться, то надо приготовиться к спокойной продолжительной работе в направлении сокращения теневого оборота драгметаллов и начинать работать — пока над общей концепцией. Если решим в теории, если получим массовую поддержку в отрасли, среди представителей среднего и малого бизнеса, среди массы индивидуальных предпринимателей, то постепенно получится и на практике.

В связи с этим Е.М.Бычков считает необходимым привлечь к обсуждению проблемы сокращения незаконного оборота драгоценных металлов банковское сообщество, отмечая, что коммерческие банки РоссµСЂР±СѓСЂРіРµ, Р° главное, чтобы РёС… учли РЅР° переговорах РїРѕ присоединению Р РѕСЃСЃРёРё Рє Р’РўРћ.

Другого пути для решения отраслевых проблем сегодня просто РЅРµ РІРёРґРЅРѕ. Огрехи РІ правово-нормативной базе Рё РІ практике ее применения РІ отрасли РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј порождены процессом концентрации капитала, укрупнением операторов РІРѕ всех звеньях производственной Рё потребительской цепочки. Острейшие экономические РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, РІ которых РЅРµ заинтересован большой бизнес, годами РЅРµ рассматриваются РІ федеральных инстанциях. Р’ результате крупный бизнес РІ отрасли развивается РІСЃРµ более СѓРґРѕР±РЅРѕ, вытесняя РїСЂРё этом средний Рё малый бизнес, загоняя его РІ подполье, притесняя предпринимательство масс. Р