Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Пятая Международная деловая конференция "РДМК - 2002"

ПРИХОДИТЕ, ПОРАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!

Открытое письмо государственным чиновникам от российских участников РДМК-2002 - Пятой международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы"

Уважаемые коллеги, состоящие на государственной службе и осуществляющие государственное регулирование развитием российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней!

Президент Российской Федерации, утверждая Указом от 12 августа с.г. N 885 общие принципы служебного поведения государственных служащих, призвал вас при исполнении должностных (служебных) обязанностей "исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих".

В связи с этим мы, российские участники РДМК-2002 - Пятой международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы" - обращаемся к вам повторно.

И повторно подчеркиваем, что именно в ваших руках находится сегодня судьба алмазной и золотоплатиновой отрасли - одной из важнейших составных частей российской экономики, где уже много лет подряд недостает ни прав, ни свобод российского гражданина из-за того, что вы их пока еще недостаточно соблюдаете и защищаете.

В первый раз мы обращались к вам с этими словами в прошлом году, приглашая на свою четвертую конференцию (РДМК-2001) по проблемам российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.

И многие из вас, олицетворяющих государственное регулирование рыночными отношениями в отрасли, приняли наше предложение, пришли на конференцию и вступили в деловую дискуссию по наиболее жгучим проблемам, вынесенным на обсуждение.

Это была честная дискуссия, без всяких недомолвок. Говорилось о том, что на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней складывается ситуация, когда главными действующими лицами здесь становятся уже не субъекты рынка, не производители и не потребители, а чиновники, регулирующие рыночные отношения в отрасли. Именно чиновники, создавая новые и новые бюрократические ограничения, на практике решают судьбу почти каждой сделки. Это значит, что в экономике отрасли до сих пор сохраняется старая административно-командная система. Она блокирует и производство, и рынок на самом ответственном участке - на уровне предприятий.

Как разблокировать этот антирыночный бюрократический механизм?

На прошлогодней конференции в совместном поиске возможных решений приняли участие руководители и ответственные работники Минфина, Минэкономразвития, Минприроды, Гохрана России, Пробирной палаты России, Банка России, других министерств и ведомств. Участвовали в конференции и представители Администрации Президента России, Совета Федерации и Государственной Думы, региональных ветвей власти.

И надо признать, что в целом разговор вышел полезный. Это подтвердил, в частности, ряд важных правово-нормативных актов, которые были приняты на высоком государственном уровне уже после конференции.

Вместе с тем у нас с вами еще остались большие огрехи.

О них нам всем третий раз подряд напоминает Президент России в своих посланиях Федеральному Собранию. Позвольте, чтобы не быть голословными, сослаться здесь на эти послания.

2000 г.

"Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности".

2001 г.

"В этом году Правительство подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий… У нас не должно быть иллюзий - только прозрачные, закрепленные в законе прямого действия отношения между государством и предпринимателями могут дать новый импульс развитию российской экономики".

2002 г.

"Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом… Министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе - финансово и административно - предприятия и организации. В результате таких административных издержек вести цивилизованный бизнес в стране - чрезвычайно сложно".

Цитировать можно еще и еще. Но, наверное, и так уже ясно, что столь полного совпадения взглядов у высшей власти с участниками российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в истории России еще не бывало.

Следуя примеру Президента России, наверное, пришла пора открыто признать на всех уровнях власти, исполнительной и законодательной, что главным тормозом развития рыночных отношений в алмазной и золотоплатиновой отрасли России является сложившаяся здесь к настоящему времени государственная система регулирования. Центральной фигурой этой системы является государственный служащий.

Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней медленно развивается потому, что ему не дают развиваться быстрее. И делают это те, кто заинтересован в сохранении распределительных отношений. То есть именно вы, уважаемые коллеги.

В связи с этим возникает вопрос: если сам Президент России признает, что произвол чиновников является основным препятствием экономического роста страны и требует от них меньше администрирования, если он считает необходимым предоставить больше предпринимательской свободы и видит задачу власти в том, чтобы отладить государственные институты, обеспечивающие работу рынка, - то почему чиновники до сих пор игнорируют его требования?!

Вот об этом мы и хотели бы со всей откровенностью поговорить на РДМК-2002.

Сейчас главная проблема, на наш взгляд, состоит в том, чтобы понять, как предприятия российской алмазной и золотоплатиновой отрасли в недалеком будущем смогут работать на международном рынке по правилам Всемирной торговой организации (ВТО).

Конечно, это будет не просто. Россия на самом деле имеет все, чтобы занимать на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней достойное место. Она одна из немногих стран, которые располагают богатейшими природными запасами. В настоящее время у нее второе место в мире по добыче алмазов, платины и металлов платиновой группы, шестое место - по добыче золота. Суммарный объем ежегодного производства в российской алмазной и золотоплатиновой отрасли составляет, по нашим данным, около 10,0 млрд. долл. США.

Однако естественное развитие рыночных отношений в этой отрасли, соответствующее общепринятым международным нормам, сопряжено с ростом потребления продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенной для решения экономических, производственно-технических, оборонных, социальных, медицинских, культурно-бытовых и других наших внутренних задач.

Именно этот рост открывает новые перспективы для экономического подъема северных, восточных и центральных регионов России, где сосредоточены базовые предприятия по добыче и переработке алмазов, металлов платиновой группы, золота и серебра, изготовлению из них продукции. Каким путем можно обеспечить такой рост - вот в чем вопрос.

Многие российские организации и предприятия способны уже сейчас представить на мировой рынок вполне конкурентную продукцию, содержащую драгоценные металлы и драгоценные камни. Но они не могут этого сделать, прежде всего, в силу несовершенства российского законодательства и бюрократического произвола. Как усовершенствовать одно и преодолеть другое?

Вместе с тем в отрасли значительное число таких организаций и предприятий, которые сейчас просто не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны западных участников рынка. Особенно это касается малого бизнеса, распространенного в сфере золотодобычи, ювелирного производства и торговли. Следовательно, надо подумать и о них, надо защитить их интересы.

И, наконец, может быть, уже самое главное.

Присоединение к ВТО является сегодня мощным ускорителем цивилизованных рыночных отношений в российской экономике. Не исключено, что принятие условий ВТО, приемлемых для алмазных и золотоплатиновых предприятий, позволит одновременно решить и все другие многочисленные рыночные проблемы, которые накопились в отрасли за годы реформ.

Уважаемые коллеги из министерств и ведомств!

Касаясь этих проблем, накапливавшихся в течение многих лет (в том числе и наших с вами огрехов, оставленных после четвертой конференции), хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на правово-нормативную базу российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий из них.

Несмотря на явные достижения в этой области, особенно в последние два года, в законодательных актах и нормативных документах, определяющих рыночные отношения в отрасли, до сих пор (уже более четырех лет!) остаются положения, которые противоречат Закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Работу по их устранению необходимо как можно скорее закончить, привлекая к ней все заинтересованные государственные и общественные структуры.

На прошлой конференции уже обращалось внимание на то, что нынешнее состояние законодательства в области драгоценных металлов и драгоценных камней (а также особенности его исполнения!) содержат определенные предпосылки для нарушения и государственных интересов, и прав субъектов рынка, т.е. производителей и потребителей.

Мы далеки от того, чтобы их противопоставлять. Полагаем, что увеличение добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, повышение прибыльности и стабильности отрасли в условиях рынка предусматривают, что интересы государства реально совпадают с интересами производителей и потребителей.

Такие отношения являются вполне естественными для государства, которое представляет собой все население, одна часть которого производит, другая потребляет, а третья присматривает за тем, чтобы не воровали. И делает это таким образом, чтобы результат устраивал все стороны. Но если ставить вопрос о государстве бюрократически (с одной стороны, государственные органы и их функционеры, а с другой - все остальные), то тогда получается то, что получается в настоящее время.

Отсутствие у государственных структур единого понимания и единого подхода к принятию и применению действующих законодательных и нормативных правовых документов, фактически создает двойной стандарт, что, в свою очередь, порождает атмосферу неуверенности на рынке и в результате замедляет его развитие. Более того, тем самым сдерживается процесс легализации рыночных операций, они по-прежнему в определенной части остаются в тени.

В связи с этим на наших конференциях высказывалось немало дельных предложений. И, в частности, предлагалось подумать об эффективности государственного контроля. Сейчас контрольные функции на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют почти полтора десятка министерств и ведомств. Это Минфин (контроль за финансами), МНС (контроль за налогами), Минприроды (контроль за недрами), Минпромнауки (контроль за производством), Минэкономразвития (контроль за торговлей), Минкультуры (контроль за культурными ценностями), Минздрав (контроль за медицинской продукцией), МВД (контроль за криминалом), Таможенный комитет (контроль за внешнеэкономической деятельностью), Росстандарт (контроль за документацией), Банк России (контроль за банковской продукцией), Гохран России (контроль за государственной частью продукции) и Пробирная палата России (контроль за качеством продукции). В результате контрольные функции распыляются, что в целом вряд ли служит на пользу дела.

Предлагалось также сосредоточить государственный контроль, прежде всего, на стадиях добычи и производства драгоценных металлов (включая попутную добычу) и драгоценных камней, что позволило бы обеспечить более свободное их использование без нанесения ущерба экономическим интересам государства. Надежность такого контроля, как отмечают специалисты, могут обеспечить современные сетевые компьютерные системы управления с использованием гео-информационных технологий, которые уже сейчас успешно применяются не только за рубежом, но и в России.

В целях устранения противоречий в законодательной и нормативной базе, которые ставят российских производителей драгоценных металлов и драгоценных камней на грань необоснованного риска, необходимо скорректировать уже принятые законодательные и нормативные акты таким образом, чтобы в дальнейшем вся деятельность в этой отрасли, как и деятельность в других отраслях, регулировалась Гражданским, Налоговым, Таможенным, Уголовным и другими кодексами Российской Федерации.

Если же говорить об оперативных мерах, то, прежде всего, требуется уточнить понятие "валютные ценности" в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" в части драгоценных металлов. Необходимо исключить Главу IV. "Государственная разрешительная система" из Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Есть и другие предложения, требующие согласования различных министерств и ведомств. Некоторые из них (например, в отношении недропользования) можно было бы, не дожидаясь конференции, решить в предварительном порядке за "круглым столом", который в сентябре проводится Оргкомитетом РДМК-2002 совместно с генеральным информационным спонсором конференции - Российским информационным агентством ИТАР-ТАСС. Рады будем видеть вас за этим столом!

Но более обстоятельный разговор все-таки предстоит на нашей Пятой международной конференции, которая является самым представительным за всю историю России собранием по проблемам алмазной и золотоплатиновой отрасли.

Вы знаете, что обычно в ней принимают участие представители стран СНГ, а также Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Китая, США, Турции, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии и других.

Мы надеемся, что РДМК-2002, как и предшествующие наши конференции, станет местом открытых дискуссий между инвесторами, предпринимателями, организаторами производства, учеными и ответственными российскими государственными служащими, являющимися активными сторонниками нормального вхождения России в мировые хозяйственные связи. Обсуждению подлежит широкий круг вопросов: поиск и оценка месторождений, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, переработка первичного и вторичного сырья, аффинаж, сертификация, развитие алмазо-бриллиантового комплекса, ювелирной промышленности и торговли, применение драгоценных металлов и сплавов в технике, медицине и других сферах.

На РДМК-2002 может и должен продолжиться конструктивный диалог власти и предприятий. Деловые люди, заинтересованные в развитии легального, а не "черного" рынка, стремятся к максимальной открытости своих взаимоотношений с властями. Поэтому конференция будет максимально открытой для всего общества. На аккредитацию могут рассчитывать все средства массовой информации.

В Интернет материалы РДМК-2002 постоянно обновляется на нашем сервере www.rdmk.ru.

Как и раньше, мы приглашаем на конференцию всех руководителей и ответственных работников министерств и ведомств, заинтересованных в развитии цивилизованного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России.

Приходите снова, еще поработаем!

В заключение своего письма обращаемся непосредственно к Президенту Российской Федерации.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, мы понимаем Вашу огромнейшую занятость. Однако, исходя из той роли, которую играет алмазная и золотодобывающая отрасль в экономике страны, все-таки очень надеемся увидеть Вас, государственного служащего самого высшего ранга, на открытии нашей конференции 31 октября с.г. Мы уже пятый год активно поддерживаем линию на развитие цивилизованного рынка, на преодоление бюрократизма в экономике.

Помогите же нам своей моральной поддержкой!

По поручению участников конференции
Оргкомитет РДМК-2002



 
 



© 1999-2000 Информационно-Технический Центр РДМК