Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Четвертая Международная деловая конференция "РДМК - 2001"

ПРИХОДИТЕ, ПОРАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!

Открытое письмо российских участников ежегодной Международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы" государственным чиновникам, ответственным за рыночное регулирование золотоплатиновой и алмазной отрасли.

Уважаемые наши коллеги, состоящие на государственной службе!

Мы обращаемся к вам потому, что именно в ваших руках находится сегодня судьба золотоплатиновой и алмазной отрасли, которая является одной из важнейших составных частей российской экономики.
Цель данного обращения - привлечь ваше внимание к проблемам, которые должны быть обязательно решены в самое ближайшее время. И должны быть решены вами. Такую задачу, как вы помните, поставил Президент России, причем еще в прошлом году.
Позвольте здесь, чтобы не быть голословными, сослаться на сделанную Президентом оценку причин длительного и глубокого экономического кризиса, из которого никак не может выбраться ни страна, ни отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней.

"Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса, абсолютно в этом убежден, кризиса, проявления которого хорошо известны".

Это из прошлогоднего послания Президента России Федеральному Собранию.
С большой надеждой цитировали эти строки в ноябре прошлого года участники проходившей в Москве Третьей Международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы". Многие откровенно радовались: взгляды Президента России полностью совпадали с взглядами владельцев предприятий и руководителей, стремящихся к цивилизованным рыночным отношениям. Позвольте теперь еще раз процитировать Президента России, его новое послание, с которым он обратился к Федеральному Собранию 3 апреля 2001 года.

"В этом году Правительство подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий. Надо работать над тем, чтобы и дальше сокращать перечень лицензируемых видов деятельности. Даже в уменьшенном виде этот перечень - все равно очень и очень велик. Нужно энергично наводить порядок и в других сферах, где есть избыточное государственное вмешательство. Хочу подчеркнуть - избыточное, речь о нем только идет. Речь идет, прежде всего, о чрезмерной на сегодняшний день обязательной сертификации продукции, о разного рода разрешениях, регистрациях, аккредитациях, иных нормах и правилах, не предусмотренных в законах, но настойчиво вводимых всякого рода инструкций. У нас не должно быть иллюзий - только прозрачные, закрепленные в законе прямого действия отношения между государством и предпринимателями могут дать новый импульс развитию российской экономики".

Цитировать можно еще и еще. Но, наверное, всем уже ясно, что такого полного совпадения взглядов у власти с участниками российского рынка еще не бывало. Судите сами. Если Президент России признает, что произвол чиновников является основным препятствием экономического роста страны и требует от них меньше администрирования, если он считает необходимым предоставить больше предпринимательской свободы и видит задачу власти в том, чтобы отладить государственные институты, обеспечивающие работу рынка, - то кто из законопослушных участников российского рынка сегодня более либерален, чем Президент России?!
Мы не сомневаемся в том, что и новое послание будет в центре внимания нашей, теперь уже Четвертой конференции, которая намечена на 1-3 ноября 2001 года. И, скорее всего, на конференции особенно часто будут повторять то место, где прямо говорится о необходимости дебюрократизации, открывающей путь к свободному от государственного вмешательства экономическому развитию. Да и другие либеральные установки тоже не забудутся.
Такое неравнодушное отношение к посланию Президента России со стороны участников рынка продиктовано их надеждой на лучшее будущее. Вы хорошо знаете, что в последние годы многие предприятия отрасли буквально выкладываются для того, чтобы обеспечить себе нормальное вхождение в рынок. Они исправно платят налоги и пытаются развивать производство. Они давно созрели для работы в рыночных условиях. Но, к сожалению, для такой работы еще не созрели многие чиновники из тех ведомств, которые стоят над предприятиями.
Следуя примеру Президента России, считают участники рынка, пора открыто признать на всех уровнях власти, исполнительной и законодательной, что главным тормозом развития рыночных отношений в золотоплатиновой и алмазной отрасли России является сложившаяся к настоящему времени государственная система регулирования. Рынок здесь не развивается потому, что ему не дают развиваться. А не дают те, кто заинтересован в сохранении распределительных отношений.
Ясно, что речь идет, прежде всего, об отраслевых чиновниках, сохранивших в своих руках и не желающих отпускать рычаги административного управления предприятиями, то есть именно о вас, уважаемые коллеги.
Давайте не будем ссориться, но и не будем лукавить. Всем нам в отрасли по опыту хорошо известен нынешний механизм, блокирующий развитие. Известно и то, что в его основе лежат законы, действующие на рынке драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий из них. Эти законы, во-первых, содержат много неясностей, несогласованностей и даже противоречий. Во-вторых, они не являются законами прямого действия, вследствие чего требуют множества дополнительных подзаконных актов.
Здесь достаточно сослаться на Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". С помощью депутатов вы, уважаемые коллеги, писали его и переписывали шесть лет! А теперь уже четвертый год дорабатываете. Четвертый год с вашим непосредственным участием готовятся - и то принимаются, то отвергаются, то откладываются - предложения по дополнениям к этому закону, по исправлениям и уточнениям. И не видно ни конца, ни края этой бумажной работе. Кто скажет, когда она будет закончена и во что выльется?
В стадии подготовки находится еще десятка полтора отраслевых правово-нормативных актов. А между тем, уже сейчас в отрасли насчитывается более 700 актов - законов, указов, постановлений, положений, инструкций, писем, приказов и прочих документов, регламентирующих работу отдельного предприятия в той его части, которая связана исключительно с драгоценными металлами. Можно ли их все прочитать, запомнить и потом строго исполнять на практике?
Понятно, что нет. Тем более, что в результате межведомственных компромиссов в тех актах в изобилии закладывались различные половинчатые трактовки. Они-то и открывают многим чиновникам широкое поле для личной деятельности в области регулирования рынка. Конечно, не за просто так, а за отдельную плату или другую форму благодарности (читайте-взятки).
В общем, сложилась ситуация, когда уже все понимают, что на российском рынке главными действующими лицами являются не производители, не работники, а отраслевые чиновники. Именно они решают судьбу каждой сделки. Это значит, что на самом деле старая административно-командная система в экономике отрасли сохраняется до сих пор. Более того, она теперь распространяется не только на государственную, но и на другие формы собственности.
Мы все видим, к чему это приводит. Длительный и глубокий экономический кризис, который постиг всю страну, не минул и рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Конечно, в отрасли есть отдельные предприятия, которым удается не только удерживаться на плаву, но и как-то развиваться, более или менее успешно. Но таких предприятий, к сожалению, пока еще очень мало, а их развитие идет вопреки воле и стараниям чиновников.
Вы представляете, в каких условиях на самом деле сегодня работают предприятия?
Может показаться невероятным, но это правда: для того, чтобы переслать на пробу зарубежному партнеру один грамм золота ценой в десять долларов, необходимо заплатить чуть ли ни вдвое дороже его цены. При этом надо еще оформить десяток различных документов и сверх того потерять как минимум месяц. Но это еще хорошо. Потому что обычное оформление таможенных документов, которое за рубежом происходит за два-три часа, у нас сплошь и рядом отнимает и два, и три месяца.
Подобных примеров из регулирующей деятельности отраслевых чиновников на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней можно привести еще немало.
Именно в результате этой деятельности отрасль, имеющая семь нянек в лице министерств и ведомств, переживает состояние глубокого кризиса. Золотодобыча по уровню организации производства отброшена к началу прошлого века. Страна обладает уникальными запасами металлов платиновой группы, но никак не использует свои преимущества на мировом рынке, в результате чего несет миллиардные потери в долларах. Являясь одним из мировых лидеров по добыче алмазов, мы своими руками, посредством монополизации, устраняющей естественную для цивилизованного рынка конкуренцию, пытаемся удушить свою же гранильную промышленность. А заодно и ту часть ювелирной промышленности, которая специализируется на производстве украшений с бриллиантами.
По вине отраслевых государственных структур, постоянно усложняющих условия работы на рынке, российские производители золота, платиновых металлов, ювелиры, торговые организации в последние годы понесли огромнейшие убытки. А это самым негативным образом отразилось и на бюджетах всех уровней, которые недосчитались налогов на миллиарды рублей.
Однако было бы большой ошибкой с нашей стороны видеть в каждом государственном чиновнике противника рыночных отношений, сознательно тормозящего развитие отрасли. Мы понимаем, что здесь все намного сложнее. На решение рыночных проблем влияют много факторов, в том числе ведомственные, корпоративные и другие.
И мы хорошо знаем по собственному опыту, что среди чиновников, представляющих и олицетворяющих государственную власть в отрасли, как и среди хозяйственников, общественных деятелей, журналистов, есть немало принципиальных ревнителей цивилизованных рыночных отношений. Всем им самим еще предстоит определиться по многим принципиальным положениям, высказанным в Послании Президента России.
И все же они сходятся в главном. В том, что золотоплатиновая и алмазная отрасль заслуживает особого внимания со стороны властей. Государственное регулирование здесь имеет стратегический характер, оно связано с обеспечением безопасности страны. Однако, как и в других отраслях экономики, оно должно защищать экономическую свободу, частную инициативу и все формы собственности от административного гнета, от влияния криминала. Государственное регулирование и здесь требует соблюдения равенства условий конкуренции, снижения налогового бремени, упрощения таможенной системы, развития финансовой инфраструктуры, реалистичной социальной политики и многого другого, без чего невозможен цивилизованный рынок.
Такова своего рода общая платформа для тех, кто намерен реально содействовать возрождению отрасли. Такова основа для совместного поиска ответов на вопросы, поставленные временем. А вопросов накопилось уже немало. Как и когда мы будем выходить из кризиса? Какая перспектива уготована отрасли на завтра? И как это отразится на судьбе тех людей, которые сейчас работают на наших предприятиях? На положении регионов, для которых предприятия отрасли имеют первостепенное значение? Наконец, на развитии всей российской экономики? И что конкретно надо сделать чиновникам, чтобы выполнить требования Президента России? Чтобы золотоплатиновая и алмазная отрасль страны, наконец, вписалась в цивилизованные рыночные отношения?
Все это будет обсуждаться на нашей очередной, Четвертой конференции. Это должно быть самое представительное за всю историю России собрание по проблемам золотоплатиновой и алмазной отрасли. Обычно в нем принимают участие не только представители стран СНГ, но также российские партнеры из Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Израиля, Италии, Канады, Китая, Латвии, Польши, США, Турции, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии и других российских партнеров.
Конференция станет местом открытых дискуссий между инвесторами, предпринимателями, организаторами производства, учеными и ответственными российскими чиновниками. Обсуждению подлежит широкий круг проблем: поиск и оценка месторождений, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, переработка первичного и вторичного сырья, аффинаж, сертификация, развитие алмазо-бриллиантового комплекса, ювелирной промышленности и торговли, применение драгоценных металлов и сплавов в технике, медицине и других сферах.
На этой конференции может и должен состояться конструктивный диалог власти и предприятий. Деловые люди, заинтересованные в развитии легального, а не "черного" рынка, стремятся к максимальной открытости своих взаимоотношений с властями.
Поэтому конференция будет максимально открытой для всего общества. Все журналисты, желающие принять участие в конференции, могут рассчитывать на аккредитацию. В Интернет информация о конференции уже сейчас постоянно обновляется на нашем сервере www.rdmk.ru.
Свое положительное отношение к конференции и готовность принять участие в ее работе уже высказали руководители и ответственные работники Министерства природных ресурсов, Министерства финансов, Гохрана России, Пробирной палаты России, Банка России и других заинтересованных ведомств.
Мы приглашаем на конференцию всех руководителей и ответственных работников министерств и ведомств, заинтересованных в развитии отрасли.
Мы приглашаем депутатов Государственной Думы, заинтересованных в развитии цивилизованного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России.
Приходите, поработаем вместе!

По поручению участников конференции Оргкомитет РДМК-2001



 
 



© 1999-2000 Информационно-Технический Центр РДМК